Шоруньжа находится на границе республик Марий Эл и Татарстан. Возле села, извиваясь серебряной лентой, течет река Шора. Шоруньжа является одним из древних селений Моркинского района. Марийское название его Унчо. В примечаниях 1793 года отмечена марийская деревня Илля, Унжа тож, деревня Шор и Илля тож. В деревне было 8 дворов, а в деревне Шор – 45 дворов, поэтому можно полагать, что деревня Шор, Илля тож и есть современное село Шоруньжа.
Марийский ученый Д.Е.Кузнецов название этого села считает пермским по происхождению.
«Первый компонент данного топонима, – пишет он, – следует сопоставить с коми-зырянским шор «ручей» (от этого корня в марийском языке сохранились глаголы: шорге, шоргаш, шоргыкташ - литься журча, журчать). Вторая часть из селькупского языка унжа «ручей, речка». В селе есть несколько родников.
После того как Иван Грозный захватил Казань, в селение приехал богослужитель. В свою книгу это селение записал как «Унчо». Отсюда и пошло название села.
В 1850 году вблизи деревни на реке Шор-Уньжа находились бумажная фабрика, 2 водяные мельницы. На фабрике работали 20 человек. Почти вся продукция отправлялась в Бухару и за пределы Азии.
В 1871 году в Шоруньже открывается школа. Школа считалась первой марийской.
В 1895 году 16 июня открывается церковь. На её строительство дает деньги казанский купец второй гильдии Поляков Варфоломей Григорьевич. Церковь была размером 8 саженей в длину, 3,5 саженей в ширину и 2 сажени в высоту (1 сажень-2.134 метра). Всего в церкви было 7 колоколов. Самый большой весом в 441 килограмм, а самый маленький – 6 килограмов.
В 1902 году в селе Шоруньжа находился 121 двор, проживали 368 мужчин и 420 женщин. Население в основном занималось земледелием, вырубкой леса, охотой, смолокурением, кустарным промыслом. Продукцию продавали на базаре в Атне, Параньге. Люди проживали в деревянных домах, крытых соломой, имели небольшие помещения для содержания домашних животных и хранения запасов.
В 1919 году революция достигла и Шоруньжинской стороны. Вместо сельского комитета образуется сельский совет, в который входили такие деревни, как Муканай, Ямбатор, Паймыр, Сапуньжа, Шурга и Шлань. Центром совета является село Шоруньжа.
Шоруньжа – это необычное село со своими традициями и обычаями. Оно славится по всей республике Марий Эл. У села возложен камень древнему великану – Онару: У каждого народа есть свой национальный герой. У марийцев им стал былинный богатырь Онар. Понятно, что это образ собирательный, тем не менее, одни считают, что богатырь жил в Горномарийском районе, другие - в Звениговском. Каждому хочется, чтобы он был их земляком. Уньжинцы уверенно утверждают, что родина Онара находится в их стороне.
Недавно на подъезде к селу Шоруньжа появился каменный знак, посвященный богатырю (в апреле 2009 г.). На нем начертаны слова: "ОНАР МЕМНАН КУАТНА", что в переводе значит "Онар - наша сила". Глыба известняка появилась здесь не случайно. Этот край, прилегающий к Татарстану, является исконно марийским. Если посмотреть на карту, то и значительно южнее административной границы между республиками географические названия имеют марийские корни. Например, река Ашит, которая протекает в 20 километрах от Шоруньжи. Где-то под землей она проходит через пласты камня, и вода в ней известковая (по-марийски "ашит" значит "белая вода"). Название деревни Черемисино говорит само за себя. Здесь на многие километры в округе жили предки марийцев.
Жители Шоруньжинского поселения решили поставить памятный знак в честь народного героя. Это решение поддержали и местные власти, и руководство сельхозартели "Передовик". Каменные глыбы привезли из поселка Октябрьского. Три плиты из известняка общим весом 10,5 тонны установили у федеральной трассы Казань - Киров - Сыктывкар. Торжественное открытие знака состоялось в конце апреля. Народу собралось много.
Очень хорошо сказал о значении памятного знака руководитель "Передовика", депутат Госсобрания Геннадий Григорьев: "Этот знак будет стоять здесь, символизируя землю Онара. Путники, проходя мимо камня, будет ему молиться, класть рядом камешки, чтобы со временем получилось что-то вроде кургана. Не "за пазухой" их держать, а оставлять на земле, идти в дорогу с открытым сердцем. Народ сам воздвигнет памятник своему герою".
У знака уже останавливаются машины. Это место может стать весьма притягательным и для молодоженов. Кто откажется получить благословение великого предка в начале пути?
По легендам и преданиям именно в этом районе Онаром были образованы горы и курганы. Там, где он садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день.
Титан, созидатель земли марийской – именно так называют Онара. 8 национальных героев сегодня известны в республике. Но именно Онар до сих пор остается самым популярным, особенно среди детей.
Как символ защиты и памяти в селе Шоруньжа Моркинского района и был возложен первый камень Онару. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Восстановить внешность Онара сегодня уже точно невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал Онар. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара. Место возложения камня было выбрано отнюдь не случайно. Именно через землю села Шоруньжа, по сказаниям, и проходил марийский герой. Сам же памятник находится недалеко и от той горы, которую по легенде образовал Онар. Традиция увековечивать имена героев национальных легенд и преданий в Марий Эл появилась недавно. Полтора года назад был поставлен первый памятник – Акпарсу в Горномарийском районе сейчас камень Онару в Моркинском районе, вслед за ним - Мамич Бердею в поселке Оршанка.
На Сярем зажигают семь очищающих душу костров, посвящённых каждому из языческих богов, вслушиваются в слова древней молитвы жрецов – картов, катаются верхом, приносят жертвоприношения богам. В празднике, как правило, участвуют несколько сот почитателей древнемарийского культа. Также во время проведения данного праздника-моления осуществляется традиционный обряд изгнания злой силы.
Особенностью нынешнего моления можно считать то, что на празднике будут участвовать не только марийцы - сторонники Марийской Традиционной Религии, но и представители других национальностей - почитателей Религии Предков: это и русские, исповедующие славянские дохристианские верования, татары - сторонники татарской первобытной религии - Тенгрианства и другие.
См. также:
→ Гора Карман-Курык
Гора расположена в низкогорной части Вятско-Марийского вала и является комплексным геологическим памятником природы федерального значения.
→ Поклонная гора - священная гора марийцев
Своим богам — солнцу, воде, ветру здешние люди испокон веков молились на мольбищах-кереметях в священных рощах Кюсото.
→ Священная гора Чумбылат
На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 8 м, толщиной в 27 м, напоминающий человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь.