Житие святой Великомученицы Параскевы Пятницы

     

   В честь Параскевы Пятницы в древние времена на перекрестках и распутицах дорог ставили особые столбы с изображением святой, которые назывались её именем. Памятники эти были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными местами.
   Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении скота, в особенности от коровьей смерти. Святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, лихорадки, зубной, головной боли и других болезней. В честь святой Параскевы существовали особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от различных болезней. Цветы, травы и другие привески к образу Параскевы Пятницы также почитались одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись из года в год как важное целебное пособие. В случаях какой-либо болезни крестьяне варили их в воде и этим отваром поили при различных болезнях.
   Также у славян существовало сказание о двенадцати «главных» пятницах (Пятничный календарь), когда требуется строгий пост. О почитании в качестве христианской святой существует Святая Параскева, Параскева Сербская и Параскева Римская. Типологически Параскева Пятница имеет параллели с таджикской Биби-Сешанби («госпожа Вторник»), и мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (мойры, норны, хеттские ткачихи). Облик Параскевы Пятницы в народных представлениях далёк от её канонической иконографии, где она изображается строгой, аскетического вида женщиной в красном омофоре. Народное воображение наделяет её демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и др., что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли, Смерти, русалки. В былинах Параскева Пятница прядёт оставленную хозяйкой недопряденную кудель (подобно домовому, кикиморе, маре), наказывает женщину, осмелившуюся вопреки запрету заниматься прядением, мотанием ниток, шитьём: путает нитки, может содрать кожу с нарушительницы, парализовать пальцы, бросить в окно сорок веретен с приказанием напрясть их до утра и т. п. Параскева Пятница контролирует соблюдение и других пятничных запретов (стирка белья, расчёсывание волос и пр.).
   По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и изверченная веретенами нерадивых хозяек, не почивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами.
   В былинах и духовных стихах Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой. По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами.
   В народном календаре восточных славян святой Параскеве Пятнице посвящено два дня, при этом у русских больше известен день 14 (27) октября, на Украине и в Белоруссии — 28 октября (10 ноября) , в Полесье отмечаются оба праздника. Часто они называются одинаково: Параскева, Прасковея, Параски, Параскимка, Пятинка, Перши Пятенки, Тарновка, Терновка (два последних названия относятся только к 14 (27) октября). Главным содержанием этих праздников является соблюдение запретов на «женские» работы, а также жертвоприношения, хождения к источникам, молебны. На Украине в XIX в. сохранялся обычай ритуального кормления Параскевы Пятницы: накануне дня Параскевы и в ночь на Страстную пятницу хозяйки застилали стол и ставили на него канун (разведённый мёд), а в остальное время на ночь с четверга на пятницу оставляли на столе хлеб-соль, кашу и ложку для Пятницы.
   У южных славян повсеместно празднуется день 14 (27) октября: болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден, макед. Петковден, серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан и т. п. В некоторых регионах Сербии и Боснии празднуют также день 26 июля  (8 августа) , называемый Петка Трновска, Петка Трновача, Трнова Петка, Млада Петка, Петка Водоноша. В Болгарии (Фракия) св. Петке посвящают пятницу после Пасхи (Лятна св. Петка, Пресвета Петка, Петка Балъклия), а в Сербии (Пожега) — пятницу перед днём св. Евдокии (1 (14) марта).
   Малороссийский поэт-монах Климентий Зиновьев писал о черниговских литвинах, что они, по древним языческим обычаям работали в воскресенье, а отдыхали в пятницу.
   У русских широко было распространено празднование девятой пятницы после Пасхи. В Соликамске в этот день вспоминали чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году.
   У коми-зырян, живущих по реке Вашке, девятая пятница называлась «Заветным днём больных» (коми Заветной лун висьысьяслӧн). Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы (коми Параскева-Пекнича) из часовни в дер. Кривой Наволок может принести исцеление больным. До сих пор сохранилась традиция проведения крестных ходов к речке Кер-ю, где пожилые женщины и девочки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой в течение трёх дней после праздника, её набирают и уносят с собой. Опускать иконы в стоячую воду считается грехом.

Поговорки и запреты
• В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение.
• Кто прядёт в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью.
• Кто в пятницу прядёт, святым родителям кострыкой глаза запорашивает.
• Женщинам в пятницу не разрешалось ни чесать, ни мыть голову.
• По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.
• Что бог ни даст, а в среду (в пятницу) не прясть.
• Воля иконника — Пятницу на коне, а Егорья пешим писать.
• Косится, как Середа на Пятницу.
• Девятой пятнице строят обыденную пелену (обычай Вологодского уезда: девки сходятся, теребят лён, прядут и ткут пелену за день).