Спасо-Юнгинский монастырь в республике Марий Эл

   Древнейшим монастырем на территории края в правобережье Волги на горной стороне был Спасо-Юнгинский или Малоюнгинский монастырь. Он располагался в долине речки Малой Юнги, впадающей в Волгу в 5 верстах выше Козьмодемьянска.
   Монастырь возник на основе пустыни, об основании которой сохранилось предание. Еще до взятия Казани Иваном Грозным на этом месте поселился “умоленник” благочестивой жизни, который пользовался уважением народа. Многие ходили к нему в лесную келью за советом. Даже сам царь во время одного из походов посетил старца, который предсказал Ивану IV: “Претерпишь много горя; будет тебе большая радость”. После взятия Казани 2 октября 1552 года царь в благодарность Богу и старцу повелел возвести на этом месте постройку. К старцу подселилось еще несколько человек, образовалась пустынь. Это было примерно в 80-е годы XVI века. Предание гласит, что в пустыни некоторое время учеником был Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
   Основание монастыря относится к 1625 году. Царь Михаил Федорович повелел в своей государевой вотчине создать близ богоспасаемого града Козьмодемьянска святую обитель во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа. В 1627 г. по указу царя монастырь получил земельное пожалование.
Первые постройки монастыря были деревянными: Спасо-Преображенская церковь, построенная около 1667 года, монастырский корпус к западу от церкви, деревянная решетчатая ограда. Кругом был дремучий лес. Дорога существовала только до Козьмодемьянска. Богомольцы из других мест приходили к монастырю по лесным тропинкам.
   Монастырь достиг расцвета во второй половине XVII — первой половине XVIII веков. В нем была учреждена должность архимандрита. В 1704-1707 годах в обители развернулось строительство каменной Спасской церкви. Она была самым древним каменным храмом в Козьмодемьянском уезде. К храму примыкала восьмигранная шатровая колокольня с часами и колоколами. Из настоятелей монастыря в XVII веке были известны: архимандриты Тимофей, Феодосий, Мисаил; в XVIII веке — архимандриты Гавриил, Иона, Тихон, Самсон. Спасский монастырь пользовался особенным благоволением казанского митрополита Тихона. Он много жертвовал монастырю, прислал около 20 икон в ризах. Монастырь сыграл свою роль в деле распространения православной веры и культуры среди марийского и чувашского населения. В 1720 году монастырь отделил от себя Ильинскую пустынь на правом берегу Волги между Козьмодемьянском и Чебоксарами.
   Спасский монастырь имел свое хозяйство. В конце XVII века обитель имела вотчину в 34 двора. Монастырю принадлежало село Ахмылово, деревни Рутка, Болониха, Гаврениха, Сосновка. Лучшей монастырской деревней являлась Красногорка. К середине XVIII века монастырь имел около 500 душ крестьян, рыбные ловли, часовню на козьмодемьянском базаре, при которой была лавка. Источники свидетельствуют, что отношения между монастырем и зависимыми от него крестьянами не всегда были хорошими. На обитель совершались нападения. Крестьяне выражали протест против увеличения налогов и повинностей.
   Монастырь просуществовал около 140 лет. В 1764 году последовало упразднение монастыря и переход его имущества государству. На месте обители осталась к началу XX века Спасская церковь, являвшаяся приходским храмом села Малая Юнга, с двумя престолами: главный холодный — во имя Нерукотворного образа Спасителя и теплый — в честь Казанской иконы Божией Матери. Главными святынями храма оставались древние иконы Спаса и Казанской Пресвятой Богородицы. Обе отличались большим размером и древним письмом. Еще в XIX веке ученые Казанского университета и епархиальные власти отмечали, что Спасская церковь имеет много древностей и заслуживает особого внимания в историческом и археологическом отношении. Путники примечали удивительные по красоте царские врата в иконостасе, древнее Евангелие, напечатанное в Киеве. Церковные власти в начале XX века свидетельствовали, что закрытие этого древнего монастыря было преждевременным.
   Сейчас на широких волжских просторах уже ничего не напоминает об этой обители. Спасская церковь была разрушена в советские времена. Только глубоко вросший в землю и поросший травой фундамент еще может напомнить об этой святой обители.

См. также: Царевококшайский Богородице-Сергиевский монастырь   Богородице-Сергиева пустынь