Спасо-Преображенский собор опоясывают два четырехугольника келейных зданий. Внутренний четырехугольник (1785-1801 гг.) составляют самые ранние каменные здания монастыря, выстроенные игуменом Назарием, начавшим каменное строительство на Валааме. Здесь размещались: настоятельские кельи (западная линия), братская трапезная (северная линия), братские кельи (южная линия). Северную линию замыкает Успенская церковь (1785 г.). Южная линия заканчивается церковью, освященной в честь иконы Божией Матери Валаамской в 2002 г. Внешний четырехугольник строился в несколько этапов на протяжении XIX в. и был закончен в начале XX в. Помимо братских келий размещались: на южной линии рухольная, сапожная и портняжная мастерские, просфорная, свечной завод; на западной - резная мастерская; в северной части - иконописная мастерская, фотография, больница, аптека; в восточной - ризница, канцелярия, библиотека. В XIX в. к кельям был проведен водопровод, в начале XX в. устроено водяное отопление. На противоположной стороне от Святых врат распологается церковь Живоносного источника и Живоначальной Троицы (1814, 1837 гг.). Западнее Святых врат распологаются Царские кельи, получившие свое название после пребывания в них императоров Александра I, затем Александра II.
Первое что увидит паломник, заходя в полумрак и прохладу собора, бронзовую раку над мощами преподобных Германа и Сергия. Удивительно красив и поэтичен акафист Валаамским чудотворцам, где святые славятся за то, что «хладную страну сию согрели теплотою молитв...».
Здесь же ближе к иконостасу покоятся мощи преподобного Антипа Афонского, который однажды приехав в Россию по делам и побывав на Валааме, всей душой полюбил пустынные места уединенного острова, прожив несколько лет на Валааме он пожелал остаться здесь навсегда, теперь дубовая рака под иконой преподобного Антипы хранит его святые мощи.
Историю монастыря можно читать в иконах особо чтимых в храме. Таковой является чудотворная икона Валаамской Божией Матери написанной иеромонахом Олипием. Иконописец работал над иконой когда в храме читался акафист Божией Матери и как только чтение прекращалось монах заканчивал свою работу, наверное поэтому икона эта как будто светится особым сиянием излучает любовь и теплоту. Рядом с Валаамской иконой Божией Матери образ Спасителя XVII века. Перед этой древней, потрескавшейся, но от этого более дорогой иконой нельзя не встать на колени и попросить у Господа прощения за все прегрешения.
Много в храме чудесных образов, подойти к которым и молитвенно поговорить хочется каждому паломнику, помолившись поставив свечи и приложившись к иконам нижнего храма, поднимаемся в верхний. Пораженные идем вдоль стен по большой гранитной лестнице ведущей на второй этаж собора, расписаны удивительными образами. С одной стороны лестницы изображено шествие праведников ко Христу, а с дугой к Владычицы нашей Пресвятой Богородице.
Рассматривать и узнавать святых очень интересно, вспоминаются истории из их жизни, а с ними и вся история православия, идя по этой лестнице ощущаешь как будто ты восходишь ко Христу. Интересно то, что братия расписывающие стены храма, оставили место для праведников XX века, это пока пустующее еще место тоже заставляет о многом задуматься.
Войдя в верхний храм собора, ощущаем себя в месте залитом светом, храм украшен прекрасной росписью, настенная живопись Спасо-Преображенского храма уникальна, она выполнена маслом с добавлением воска, причем краски изготавливались в самом монастыре. На стенах и на колоннах нет ни одного места которое не было бы расписано или не покрыто орнаментом. Светлый верхний храм потрясает своим блеском, мощью, величественностью и грандиозностью.
Иконы, которые больше всего впечатляют, видны сразу при входе, это большая икона Иисуса Христа справа, образ Богородицы-слева. Необыкновенное ощущение испытываешь когда прикладываешься к этому большому образу Спасителя, целуя благословляющую руку Господа, кажется что на самом деле получил благословение свыше и от этого соприкосновения захватывает дух. А перед иконой Богородицы хочется прокричать сердцем: «вот я пришел, я стою, я жду о Богоматерь, о Всепетая, о Владычица ».
Из верхнего храма поднимаемся еще выше на колокольню. С высокой колокольни храма открывается прекрасная панорама на Ладожское озеро, остров Валаам, Центральная усадьба монастыря, пустыни, леса, купола и скиты Валаамского монастыря.