Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре

     

   Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558–1566 годах, в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева). Спасо-Преображенский собор стал важнейшим сооружением архитектурного ансамбля. Этот храм – своеобразный символ величия Соловецкого монастыря.
   Собор своей архитектурой созвучен граду. Он имеет высокие стены, объединяет несколько престолов на разных ярусах. Подножие его до создания каменной паперти включало лестницы, деревянные паперти, звонницы, деревянно-каменные переходы. Благодаря разнообразию компонентов и живописности композиции он выглядел как город, что особенно наглядно видно на иконах XVI–XVII веков.
   Это одно из самых высоких зданий обители. Мощные наклонные стены (толщина у основания – 4, у завершения – 3, 5), отсутствие горизонтального членения, массивные лопатки способствуют устремленности храма ввысь.
   Здание трехъярусное. На первом ярусе, в достаточно высоком цокольном этаже, находились хозяйственные помещения. На втором - было устроено три храма: престольный, посвященный Преображению Господню, и два его придела – Зосимо-Савватиевский, – в северо-восточной части, и Михаило-Архангельский – с юго-востока. В 1859 году на месте придела в честь преподобных Зосимы и Савватия был построен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор.
В верхнем ярусе, в угловых башенных надстройках находились еще четыре придела: преподобного Иоанна Лествичника, великомученика Феодора Стратилата, Соборов 12 и 70 Апостолов.
   Парадная западная стена собора завершается двумя рядами килевидных кокошников. В них – остатки древних росписей, где изображены Преображение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, преподобный Зосима с преподобным Савватием и святитель Филипп с преподобным Германом. Впервые росписи упоминаются в описи монастыря 1711 года.
   В XVIII–XIX веках фасады собора были украшены живописью с растительным и геометрическим орнаментом.
   Высокие своды собора опираются на два столпа. Восьмигранный световой барабан приближен к алтарной стене. Он расположен прямо над амвоном, где во время Божественной Литургии читается Евангелие и преподаются Святые Дары. Находясь перед иконостасом, световой барабан прекрасно его освещает.
Помещение храма освещается также расположенными на разных уровнях окнами. В настоящее время в соборе два вида окон: в первоначальных формах XVI века и перестроенные окна XVIII века. Ранние имеют совсем небольшие световые проемы и сводчатые, выложенные уступами ниши в нижней части.
   В толще стены устроены камеры и лестницы. По такой лестнице, которая начинается в юго-западном углу храма можно подняться в верхние приделы собора. Внутристенные лестницы и камеры характерны для ранних каменных построек монастыря.
   Главное украшение храма - иконостас. В течение веков он неоднократно перестраивался. При постройке иконостас был четырехъярусным тябловым. Создавали его иконописцы из Великого Новгорода «Гаврило Старой да Илья». В первой трети XVII века появился 5-ый, праотеческий ряд с 28 иконами. На пожалованные в 1695 году государями Иоанном V и Петром I семьсот рублей в 1697 году соорудили новую резную рамно-каркасную конструкцию иконостаса. Тогда же он пополнился новыми иконами.
   В конце XVII века в соборе находилось более 1000 образов, одно их перечисление занимало более ста листов. Кроме основного иконостаса вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные пристенные иконостасы, заполненные десятками складней и пядниц.
   В 1826 году на столпах собора были устроены деревянные позолоченные, украшенные резьбой иконостасы для двух чудотворных икон обители. На южном столпе находился образ Сосновской иконы Корсунской Божией Матери, который был явлен в Сосновой губе в 1627 году. На противоположном – список с иконы Хлебенной (Запечной) Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся святителю Филиппу, когда тот нес послушание в хлебне. Сама икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Эти иконы были утрачены после закрытия обители.
   В храме с 1646 года покоились мощи святителя Филиппа. В 1652 году мощи вывезли в Москву, оставив в прежней раке три их частицы. В 1697 году для нее была устроена специальная арка с южной стороны солеи. Над ракой находилась икона Пресвятой Богородицы «Словенская» (названная так благодаря ее иконографической близости к чудотворной иконе «Словенской»), перед которой святитель особенно любил молиться.
   В 1861-62 гг. стены и своды храма были расписаны. Сюжеты росписей изображали события Священной истории, ветхозаветных и новозаветных святых.
   Посетивший Соловки в 1858 году император Александр II пожертвовал 2000 рублей на устройство в соборе придельного храма в честь своего небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского. Придел монастырь устроил на свои средства, а вклад императора употребил на поновление иконостаса.
   В лагерное время Спасо-Преображенский собор как уникальный памятник архитектуры был объявлен заповедником. Здесь находилось отделение антирелигиозного музея, и располагались экспозиции по иконописи (до 2000 икон) и церковной утвари, а также была представлена коллекция медных гравюр. В храме некоторое время находились мощи Соловецких святых: преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Иринарха и Елеазара.
   Реставрация храма началась в 80-х годах XX века и к началу века XXI была, в основном, завершена. 20 апреля 1990 года здесь прошло богослужение – первое после 70-летнего перерыва не только в соборе, но и в стенах обители. Возглавил его архиепископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон.
   В соборе после перенесения на Соловки в августе 1992 года некоторе время покоились мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа.
  Современный пятиярусный иконостас был установлен в 2002 году. Он выполнен по заказу монастыря на средства благотворительного фонда имени Андрея Рублева.
   19 августа 2007 года архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил Великое освящение храма. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе в настоящее время совершаются в летнее время, как правило, с июля до конца августа-начала сентября. На это время в храм переносят святыни обители.