Собор Вознесения Господня в Пайгармском монастыре

     

   Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. "Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это". И скоро уже из окрестных сел потянулись в новую обитель женщины и девицы за советом, молитвой, утешением, а кое-кто и насовсем. Первые келии сестер и начальницы находились в двух рубленных из дерева и покрытых соломой домах. Но не всем уже хватало и этого жилья. Насельницы из местных поначалу после трудов и молитвы отправлялись ночевать домой. В тревогах и волнениях проходила жизнь первых пайгармских пустынножительниц. 
   Каменный Вознесенский храм был заложен в 1893 году по проекту пензенского епархиального архитектора А. Е. Эренберга, сразу после окончания строительных работ в Успенском соборе, точно по его оси, за апсидами, метрах в сорока-пятидесяти на восток. В основных чертах Вознесенская церковь повторила абрис собора, но это не было механическим копированием, – новый храм хотя и ставился по методе эклектики, однако зодчий не допустил бездумного переноса типовых решений. Архитектурно Вознесенская церковь недалеко ушла от привычного «тоновского» пятиглавия, но целью монахинь было получить зимний храм, отопление которого не требовало больших денежных затрат. Ныне порушенные в советское время главы храма восстановлены, но росписи еще ждут своего часа. В храме имеется одна фреска, закрашенная в 1950-е, но все отчетливее проступающая сквозь краску без вмешательства реставраторов
   Из росписей храма наиболее интересно изображение святого Пантелеймона на столпе, а на западной стене, наверху –  три большие росписи на новозаветные темы: Преображение в левом приделе, Воскресение в центральном нефе и Вознесение в правом приделе. В этих картинах видна рука монахинь-живописцев, пробовавших свои силы в настенных росписях. Кроме трех основных храмов, к началу ХХ в. появились еще несколько: на возникшем кладбище в 1892 году была построена деревянная церковь во имя Всех Святых (Всесвятская); с увеличением штата до 300—350 человек, появились домовые церкви в больнице во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1892 г.), в архиерейских покоях — Архистратига Михаила, в настоятельском корпусе – во имя великомученицы Параскевы. Ансамбль венчала 50-метровая колокольня. В 1895-97 гг. над могилой первоначальницы игумении Параскевы, между Успенским и Вознесенским храмами была возведена часовня-усыпальница.