Смоленский скит Валаамского монастыря

     

   Летом 1914 года Валаамский монастырь посетил великий князь Николай Николаевич Романов, дядя Николая II. Святой остров произвел на него неизгладимое впечатление, а больше всего ему понравилась Валаамская икона Божией Матери. Вскоре после посещения началась первая мировая война. Великого князя Николая Николаевича назначают верховным главнокомандующим русской армии. Заботясь не только о земном существовании, но и о вечной участи, он решил построить храм-памятник в честь павших воинов. По мысли великого князя в скиту должны были жить 12 старцев схимников, которые бы читали денно и нощно Псалтирь и совершали служение за помин душ всех воинов, павших славной смертью за Веру, Царя и Отечество. Первоначально великий князь предполагал посвятить скит Валаамской иконе Божией Матери, которую особенно почитал, но поскольку ее прославление не было еще официально утверждено, то скит посвятили Смоленской иконе Богородицы, по традиции считающейся покровительницей русских воинов. Архитектором Смоленского скита стал брат великого князя, Петр Николаевич Романов, а само дело строительства было поручено иеромонаху Георгию, в схиме иеросхимонаху Ефрему. Грянула революция и строительство пришлось прекратить, но не оставил и тогда отец Георгий этой благой мысли великого князя, и стал он совершать ежедневно богослужения по полному монастырскому уставу за упокой душ убиенных воинов. Каждый день с 5 утра отец Ефрем служил, поминая погибших героев. К исходу 20 столетия церковь Смоленской иконы Божией матери лежала в руинах, ее полностью хотели разобрать на кирпичи, но храмовые стены оказались слишком прочными, как и та молитвенная сила Валаамских подвижников и старцев, подвизавшихся на острове много лет назад, чьими духовными трудами и молитвами удалось возродить это Святое место. Благодетели помогли возродить Смоленский скит в былой славе и величии. Купол храма, как и когда то, выполнен в виде старинного русского шлема, который словно отсылает к многочисленным сражениям и к воинским подвигам.
   Внутри храм еще красивее, на его стенах уникальные росписи, выполненные братией монастыря, над алтарем изображена Матерь Божия с младенцем Христом на руках, к ней с обоих сторон движутся изображенные на стенах воины, предводителем которых является небесный воевода Архангел Михаил. С одной мтороны изображены греческие воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Андрей Страдилат, а над ними святой Константин Великий-защитник христианства а Риме. С другой стороны русское воинство под командованием святого благоверного князя Александра Невского, за ним следует князь Владимир, крестивший Русь и считающийся одним из покровителей воинства, князь Игорь, Вещий Олег и Димитрий Донской. От Пресвятой Богородицы летят к воинству ангелы Божии, раздающие небесные венцы.
   Все иконы храма выполнены братьями монастыря в византийском стиле, среди них иконы покровителей тех людей, кто потрудился во славу Божию для этого скита, это образ святителя Николая Мерликийского-покровителя Николая Николаевича Романова и изображение Ефрема Сирина-покровителя отца Ефрема Хробостова. Икона Смоленской Божией Матери, лежащая на аналое, дар патриарха Алексия II. Небольшая духовная семья из 17 насельников живет в Смоленском скиту по строгому монастырскому уставу, в основе которого лежит Афонский устав. Вообще с Афоном здесь связано многое, поэтому издревле и называют остров Валаам Северным Афоном. Кроме устава, традиции и формы подвижнической жизни эти две твердыни православия являют собой сокровищницу монашеского опыта. В редкие дневные часы можно увидеть кого то из братии, вся их жизнь сокрыта от глаз постороннего, все устроена так, чтобы монахи больше времени могли уделить молитвенным подвигам, а в пятницу, когда Иуда предал Христа, почитается здесь как день безмолвия особым днем недели, когда все мысли братии устремлены только на общение со Спасителем.