Поклонная гора - священная гора марийцев в Марий Эл

   Своим богам — солнцу, воде, ветру здешние люди испокон веков молились на мольбищах-кереметях в священных рощах Кюсото.
   Адам Олеарий, известный немецкий путешественник и ученый 17 века, автор сочинений о Московии пытался уговорить одного черемисина, что неправильно чтить скот и другие твари как бога, на что получал ответ: “Что же такое представляют собой другие боги, вешаемые на стенку? Ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски; гораздо лучше и разумнее обожать солнце и то, что имеет жизнь”.

   Причины живучести марийского язычества — природно-географическая лесная среда обитания, натурально-патриархальный уклад жизни, сельская община. Но еще — периодически проводившиеся языческие моления (семейные, деревенские, общинные, родственные, всеобщие), важнейшее средство поддержания этнического сознания марийской общности.
   К особо почитаемым местам стекались язычники из десятков сел, уездов, губерний. Грандиозные были моления. Обычно поводом для них (проводившихся раз в 4 года, как съезд) было “видение во сне”, ниспосланное жрецу-карту. Выполняя волю богов, он предписывал моление всем марийским народам в Священной роще, именуемой Всемирной.

   Во время такого всемирного моления жрецы обращались к собратьям не с обычным самоназванием народа “мари”, а с только здесь употреблявшимся “калык шамыч”, что означает — марийский народ как единая семья. Марийское язычество имело колоссальное значение в поддержании этнического самосознания марийской общности, не имевшей никакой общенародной организации, помимо религиозной.
   Мы проезжаем глиняный обрыв, потом маленькую деревушку Подгорье, добираемся до реки Монча и сворачиваем в деревни, которых сейчас нет, она называлась Высокое поле, Край дождя. Длинная сельская улица, по обе стороны — аккуратные дома с резными ставнями. Несколько бабушек маленького роста стоят на улице, разговаривают по-марийски между собой. Спрашиваем на счет мольбища, где оно? Там, показывает женщина, видите, возвышается лес? Ходите туда? Ходим. Там источник есть.

   Просим проводить. Бабушки заходят в дом и выводят провожатого, Николая Никифоровича. Маленький мужичок быстро ведет нас к Священной роще.
   Мы поднимаемся в гору, именуемую Поклонной. От крутого подъема перехватывает дыхание. По деревянной лестнице, по горной тропинке. Огромные, в человеческий рост, муравейники. Пришли. Пахнет дымом костра, догорает огонь. Недавно тут были люди. В золе — кости жертвенной птицы. На крючках приготовляют еду, съедают мясо, а кости оставляют.
   Роща выглядит необыкновенно — она вся в рубашках, платьях, ботинках.По марийским преданиям, дерево — место падения души. Душа человека уходит в землю, падает, и на этом месте рождается дерево. Считается, что деревья дают силу. Если у человека что-то болит, он снимает одежду и оставляет в роще. И если исцеляется, то на следующий год приходит с данью — уткой или гусем. Языческая традиция сохранялась даже при советской власти, побаивались, говорит наш провожатый Николай Никифорович, но ходили потихоньку.

   Мы дошли до источника и утолили жажду. Говорят, помогают и вода, и место. Наш провожатый родился тут. С детства ходил в рощу с мамой. Выйдя из рощи, снял шапку, поклонился и перекрестился. Роща как церковь. И при этом жертвенные гуси и утки.
  Молельная роща  (и Поклонная гора в частности) — это и духовное воспитание, и образование, что-то вроде класса, где рождается интерес, считает Антон.

См. также:

→ Священная гора Чумбылат
На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 8 м, толщиной в 27 м, напоминающий человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь.

 

→ Село Шоруньжа
Шоруньжа находится на границе республик Марий Эл и Татарстан. Возле села, извиваясь серебряной лентой, течет река Шора. Шоруньжа является одним из древних селений.

 

→ Гора Карман-Курык
Гора расположена в низкогорной части Вятско-Марийского вала и является комплексным геологическим памятником природы федерального значения.