Митрополичий корпус в Александро-Невской Лавре

   В 1755–1756 годах архитектор М.Д. Расторгуев разработал проект монастырской «циркумференции» — корпусов, ограничивающих монастырский двор с севера, запада и юга, замкнув, таким образом, каре монастырского двора.
   В центре западного каре на одной оси с собором, Расторгуев расположил Митрополичий (или Архиерейский) дом, подчеркнув таким образом его значение в ансамбле. В 1756— 1764 годах были возведены Митрополичий, Семинарский, Просфорный корпуса с двумя башнями.
   Здание Архиерейского дома и Митрополичий корпус начали возводить в 1756 г. Это западная линия, которую строил вначале Расторгуев, а потом Антонетти. Первоначально это было двухэтажное здание, соединенное одноэтажными крыльями с угловыми башнями.
   Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1762 – 1764 гг., повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей. Каждая из башен завершена высоким цилиндрическим барабаном и слегка вытянутым куполом, прорезанным люкарнами со скульптурным обрамлением. Прекрасно выполнены отдельные декоративные детали барабанов, в частности резные кронштейны.
   С начала XIX века ансамбль постепенно теряет свой изначальный облик. В 1819 г. над Митрополичьим домом сделали первую надстройку (вероятно, работавший в те годы в Лавре архитектор В. П. Петров). В 1860 г. пристроили к палатам со стороны сада двухэтажный флигель. С 1861 г. к работам приступил А. М. Горностаев. Он, по мере возможности, сохранил первоначальный облик западных корпусов с их характерным для XVIII века декором. В своем проекте надстройки второго этажа обеих крыльев Митрополичьего корпуса он использовал приемы и стилистические особенности, присущие архитектуре старых Архиерейских палат, поэтому современный облик зданий, сохранил во многом художественную выразительность прежних монастырских строений.
   В 1880-х гг. был заложен широкий сквозной проезд в центе Митрополичьего дома - на его месте устроили вестибюль. Значительно раньше были заложены проезды в боковых корпусах.
   Фасады архиерейских палат отличаются от других построек лавры богатством архитектурного оформления. Колонны и пилястры в простенках, крепованные карнизы первого и второго этажей, фигурные наличники окон создают интенсивную игру света и тени и придают фасаду праздничный характер.
   Из великолепно отделанных внутренних помещений хорошо сохранился приемный зал - прекрасный образец парадного интерьера середины XVIII века. Зал декорирован пилястрами коринфского ордера и лепкой.
   Позади Митрополичьего дома, к западу от монастыря, находился обширный регулярный сад с павильонами. Начало работ по созданию сада относится к 1720-м годам. К концу XVIII века он занимал территорию, значительно большую, чем теперь. В течение XIX и в начале XX веков в связи с ростом города территория сада сократилась и ограничилась излучиной реки Монастырки.