Крепость Еникале в Керчи

   Крепость Еникале - турецкая крепость на территории Крымского полуострова, находящаяся в Керчи. С турецкого название "Кни-Кале" с турецкого означает "новая крепость". Её возведение на месте старых крепостных стен происходило в 1699 - 1705 годах с целью укрепления восточных рубежей Османской империи. В это же время были возведены укрепления на Арабатской стрелке и Перекопе. Её возвели в самой узкой части пролива, что позволяло контролировать проход всех судов по фарватеру.

   Крепость ЕниКале была основана в 1699 году по приказу Турецкого правителя. Строительство продолжалось 7 лет и было законченно 1706 году. Строительством крепости руководил итальянский инженер Голоппо, принявший ислам и перебравшийся в Стамбул. Строительство Еникале было по большей части за счет крымских татар, которые полностью подчинялись Стамбулу.

   Крепость Еникале площадью 25 000 кв. км. напоминала неправильный многоугольник, вокруг нее был выкопан ров, а башни и стены позволяли выдержать осаду. В неё вели 3 дороги: из Керчи, Джанкоя и от причала. Местный гарнизон насчитывал до 2000 человек (преимущественно турок). Рядом с крепостью находились жилые посёлки, где обитали турки, армяне, татары. Минусом крепости было плохое водоснабжение - единственного колодца было недостаточно и для этого прорыли трехкилометровый подземный водопровод.

   В 19 веке цитадель как военный объект не использовалась, здесь размещался военный госпиталь. После того как госпиталь перестал функционировать, крепость окончательно пришла в запустение. Великая Отечественная война вернула её в ряды стратегически значимых объектов: десантники вели здесь ожесточённые бои с немецкими солдатами. Вскоре после окончания войны в крепости были проведены реставрационные работы, и её признали архитектурным памятником.

   В наши дни Еникале является одной из достопримечательностей Керчи и Крыма. Крепости присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством. Несмотря на то, что во второй половине XX века в Еникале провели ряд реставрационных работ, почти вся крепость находится в руинах. Наиболее хорошо сохранились ворота, фрагменты крепостных стен и полубастион с прибрежной стороны. Непосредственно по территории крепости проходит однопутная железнодорожная ветка, связывающая Керчь с Керченской паромной переправой. Вибрация, возникающая при движении поездов, создает угрозу постепенного разрушения памятника. Введение в строй моста через Керченский пролив, перевод на него железнодорожного потока и закрытие ветки, проходящей через крепость, позволит сохранить исторический объект.