Козьмодемьянск

   Город Козьмодемьянск основан в 1583 году. С 1708 года в составе Казанской губернии, с 1719 — в составе Свияжской провинции, с 1781 — уездный город Казанского наместничества. Со второй половины XIX века город являлся вторым по обороту в России центром лесоторговли (после Архангельска). По преданию, город основан русским царем Иваном Грозным, когда, одержав победу над Казанским ханством c помощью горномарийского героя Акпарса, он, возвращаясь в Москву по реке, увидел высокий холм и велел построить на нём поселение. 
   На территории города Козьмодемьянск сосредоточенно более 160 памятников архитектуры XVIII-XIX веков. Город привлекает внимание гостей не только своими музеями. В любую погоду приятно пройтись по узким улочкам старого города. Радует глаз множество купеческих домов, которые сохранились и до наших дней и через столько лет очаровывают своими кружевными нарядами – великолепной ажурной, накладной и пропильной резьбой.

   В городе действует Козьмодемьянские музейные комплексы: художественно-исторический музей имени А. В. Григорьева (полотна Айвазовского, Кандинского, Коровина, Машкова, Малявина), этнографический музей под открытым небом предлагает экспозицию, демонстрирующую быт и культуру горных марийцев, музей Остапа Бендера содержит инсталляции и предметы быта, так или иначе касающиеся событий романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок», музей купеческого быта, демонстрирующуий интерьер (мебель, предметы быта) купеческого дома. В городе действует Горномарийский драматический театр.
   В Козьмодемьянске сохранилась так называемая Стрелецкая башня — часовня, построенная в 1697 году. В городе ежегодно с 1995 года проводится юмористический фестиваль «Бендериада», названный в честь героя романов Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Некоторые литературоведы считают, что прообразом для описанного в романе «Двенадцать стульев» города Васюки послужил именно Козьмодемьянск, что оспаривается жителями расположенного выше по течению Васильсурска.

   Историческая территория Козьмодемьянска занимает 120 га. Здесь расположены 150 памятников, в том числе 12 — федерального значения и 40 — республиканского. В последние десятилетия велось большое строительство в нагорной части города, и теперь Козьмодемьянск предстает в двух ипостасях: древней и современной.
   29 июля 2010 года Козьмодемьянск исключён из списка исторических городов.

Этнографический музей под открытым небом
   В целях сохранения для последующих поколений образцов старинных орудий труда и быта, применявшихся в дореволюционном и довоенном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья, собрание уполномоченных районного совета колхозов 2 сентября 1977 года постановило создать силами и средствами колхозов, совхозов и предприятий города и Горномарийского района в г. Козьмодемьянске районный музей земледельца. 27 февраля 1979 года решением исполнительного комитета Горномарийского районного Совета народных депутатов началось строительство этнографического музея под открытым небом в Козьмодемьянске, при поддержке первого секретаря райкома КПСС В. И. Романова. Этнографический музей под открытым небом был открыт летом 1983 года. Это событие было приурочено к 400-летию Козьмодемьянска. Он стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей горномарийской стороны. Ожившие экспонаты помогают глубже познать историю, внушают гордость за славные дела предков. Создатели музея стремились воссоздать оригинальные детали архитектуры и быта горномарийского населения.

   Направления музея: поиск, приобретение и реставрация экспонатов старины, пропаганда истории и этнографии горных марийцев, установление деловых контактов и работа с туристско-экскурсионными организациями, сотрудничество с другими музеями России и зарубежными странами.

   Имеется работающая ветряная мельница, амбар 1825 года, покрытие крыш зданий - колотая дранка, солома, щепа, горбыль, заборы - частокол, тын, дранка. В музее хранятся образцы знаменитой горномарийской вышивки, известной своей сложностью в исполнении: она всегда двусторонняя, рисунок одинаково красив. Кроме того, узор вышивки чрезвычайно сложен и, как правило, неповторим.

Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева 
  Началом картинной галереи стала Волжско-Камская передвижная выставка. В 1918 году художники Казани организовали передвижную выставку, назвали ее Волжско-Камской. В нее вошли картины казанских художников и картины из частных собраний жителей Казани. Идея – приблизить искусство к народу. Сопровождали ее художники Павел Александрович Радимов и Григорий Михайлович Медведев. (Их картины – первые экспонаты музея). Художники смогли показать выставку лишь в Козмодемьянске. Фронтом гражданской войны Казань оказалась отрезанной: ее захватили белые. Радимов и Медведев побоялись туда вернуться и остались в городе и в селе Еласы. Художники жили в Козьмодемьянске два года, ездили по деревням, рисовали природу горномарийского края, в их картинах нашли отражение бытовые сцены из жизни марийского народа. (П. Радимов «В марийской деревне», Г. Медведев «Думы старика», «Крыльцо»). Радимов в селе Еласы открыл рисовальные курсы и учил марийцев рисовать.

      Таким образом, картины Волжско-Камской выставки застряли в Козьмодемьянске. В 1919-ом г., когда Григорьев занялся организацией музея, они пришлись кстати, но 40 картин было недостаточно. Григорьев поехал в Казань к друзьям, кто-то дарил ему картины, а кто-то продавал. Он общался с известным в Казани знатоком искусства, коллекционером Александром Фердинандовичем Мантелем и приобрел у него живописные и графические произведения. Григорьев хлопотал и получал картины из Москвы из Центрального хранилища государственного музейного фонда. В 1922 году Григорьева отзывают в Москву. Он Работает зав. отделом при Главнауке, заместителем директора по науке в Третьяковской галерее. Занимая такие посты, художник не забывает о родном городе и музее, всячески способствует пополнению его коллекций. Общается с художниками, последние, в знак признательности, уважения, дарят ему свои картины, которые постепенно поступают в художественный музей Козьмодемьянска. После смерти А. В. Григорьева, его жена – Евгения Григорьевна – передала в дар музею живописные полотна, графику Григорьева и других художников, а также интересный архив, где имеются многочисленные письма известных советских художников, адресованных Григорьеву.
   В 70-80-е годы фонды пополнялись за счет картин ленинградских художников. Большая заслуга в этом Григория Осокина.

   В последние годы музей приобретает только картины марийский художников.
   В экспозиции музея находятся работы художников разных направлений, что позволяет проследить этапы развития русского изобразительного искусства, начиная с 1-й половины 19-го века, заканчивая 21-м веком.

Музей купеческого быта
   Музей купеческого быта располагается в старинном купеческом особняке конца 19 века. Дом строил лесопромышленник Шишокин А.И., но по причине банкротства был вынужден продать его братьям Губиным. Здание строилось под жилой дом, но использовалось впоследствии как контора. И именно здесь располагался Торговый дом братьев Губиных.
   С 1918 по 1970 гг. в доме размещался уездный комитет РКП(б), до начала 80-х здесь находился комитет ВЛКСМ. Затем здание перешло ЖКО, которое выделило его под квартиры. В начале 90-х жильцы переехали в другие дома, и в 1995 году дом был передан музею-заповеднику, который открыл здесь музей мебельного мастерства, а с 2001г. - это музей купеческого быта.

   Такова непростая судьба купеческого особняка. Несмотря ни на что этот дом до сих пор продолжает радовать местных жителей и гостей города своим существованием. Как не залюбоваться богатой ажурной резьбой, которая украшает дом. Все здание покрыто деревянными кружевами, и дополняет эту красоту небесно-голубой цвет дома, который сохранялся всеми его хозяевами. 
   В доме несколько этажей: каменный-цокольный, над ним этаж с парадными залами, на третьем этаже-мезонин и антресольные комнаты.
   В особняке сохранился изумительный по своей красоте дубовый паркет, изразцовые печи, лепнина потолков, парадная лестница с точеными балясинами. В комнатах находится резная мебель, сделанная козьмодемьянскими мастерами. Здесь есть столы, стулья, буфеты и горки со старинной посудой, напольные и подвесные зеркала и многое другое.
   Старый купеческий особняк всегда ждет своих гостей.

Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера
   В начале 20 века к причалу города Козьмодемьянск причалил пароход «Герцен», на котором плыл Илья Ильф, корреспондент газеты «Гудок». С этого самого времени и начинается магическое превращение Козьмодемьянска в Васюки.
   В конце 20-х годов выходит роман «12 стульев». А через 70 лет в Козьмодемьянске открывается музей имени «товарища Бендера».
   Расположился он в одном из старинных купеческих домов города. В экспозициях музея можно проследить где побывали Остап с Кисой в Козьмодемьянске. И как их подстригли, и самое главное чем, в парикмахерской под названием «Стригу и брею козлов», и кем они оттуда вышли. Чем они обедали в «Васюкинском нарпите». Как прошла лекция Остапа и сеанс одновременной игры в шахматы. Все это есть в музее. Кроме этого можно сфотографироваться на фоне мемориальной экспозиции «Остап в помещении шахсекции города Васюки», и узнать, что же все таки сбылось из обещанного Остапом. И если повезет, встретиться с живыми героями романа.

   Конечно же, музей посвящен роману и лично Остапу Бендеру, но не весь. Здесь проходит огромное количество выставок, каждый год разных, но неизменно интересных. Если Вы не знаете куда девать лишние деньги и ненужные запчасти от часов, приходите и увидите, что из этого можно сделать.
   Есть в Васюках интересный мастер художник, скульптор. Единственный и неповторимый в своем роде, очень эффективно и главное талантливо использующий огромные запасы глины края. Приходите и увидите.
   22 июня 1927 года на Васюкинскую землю впервые ступила нога Великого Комбинатора. Тогда Остап и предположить не мог, что его авантюра с «междупланетным шахматным конгрессом», затеянная им, дабы обогатится, разовьется до таких масштабов. Мало того, что откроется музей сатиры и юмора его имени, так еще и васюкинцы будут проводить фестиваль сатиры и юмора опять же его имени «Бендериада». Вы спросите, почему в Козьмодемьянске? Ответ прост! Козьмодемьянск явился прообразом Васюков в бессмертном произведении Ильфа и Петрова «12 стульев».
   Идея проведения «Бендериад», как гласит молва, родилась в стенах музея им. А.В. Григорьева. Ее подхватили энтузиаст краевед Арнольд Муравьев и тогдашний глава города Юрий Тарасов.

   С 1995 года «Бендериада» начала свое победное шествие по миру. Идеи Бендера хотя и не побеждают, но живут. Думается, сам Остап был бы доволен, увидев, до каких размеров васюкинцы раскрутили его мысль.

Стрелецкая часовня
   Часовня была построена в 1697-1698 гг. стрельцами, жившими в Козьмодемьянске, во исполнение обета, данного ими, по благополучном возвращении из похода против крымского хана.

   Часовня в начале XIX века была приписана к Троицкой церкви. В ней находилась древняя большого размера икона Нерукотворного образа Спасителя, свято чтимая не только козьмодемьянцами, но и окрестным населением. На иконе имелась надпись, сообщавшая миру о ее “устроении” в 1644 году при царе Михаиле Федоровиче.
   В советское время здесь была керосиновая лавка.

Памятник "12 стульев"

   В рамках генеральной линии отождествления Козьмодемьянска и Васюков в городе поставлен памятник двенадцати стульям. К нему можно попасть, поднявшись от Волги (от Стрелецкой часовни) вверх по Октябрьской улице до пересечения с улицей Чернышевского.

Памятник Акпарсу

   В Горномарийском районе Марий Эл 20 ноября 2007 года открыт памятник национальному герою республики - князю Акпарсу. Именно здесь, по преданию, начинались родовые земли Акпарса. Князь Акпарс - реальная историческая личность, жившая во времена Ивана Грозного. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах.

Дом Дерябина
   В начале XX века, лесопромышленник Дерябин Александр Андреевич построил дом, который сразу стал самым красивым и самым насыщенным резьбой. Строительство дома началось в 1907 году. Мастер-резчик Коснов Матвей Иванович за этот дом получил грамоту, в ней было начертано: "Самый лучший дом на Волге".

   Окна второго и первого этажей различаются оригинальностью исполнения. Очелья верхних окон состоят как бы из двух ярусов. Верхняя часть поддерживается пятью кронштейнами, а нижняя часть представляет собой прямое очелье с раскрепованным карнизом. Во фронтоне очелья - резьба в виде цветка с переплетающимися стеблями, растущими из горшка. Наличники выполнены в виде точеных верёвок и столбиков с продольными пазами. Сложная резьба на подоконной доске. Нижние окна имеют очелье типа "домик".
   Не менее красивы ворота и крыльцо с крытой верандой. Крыльцо сделано двойным: для входа на первый и второй этажи. Над обоими входами имеется килевидное завершие, которое сделали из просечного железа. Очень красиво смотрится верхняя часть веранды, её выполнили из накладного выемчатого железа. Здесь можно увидеть: солнышко, шестиконечные звезды, четырехлепестковые цветы.
Сегодня дом Дерябина  - отдел социальной защиты.

Дом Овчинникова
   Это единственный дом в Козьмодемьянске, у которого в резьбе наличников имеются фигурки Василиска - фантастического животного в виде дракончика.
   Василиск был изображен на гербе города Козьмодемьянска. Но Василиск на наличниках не имеет полного сходства с изображение на гербе, он больше похож на дракончика-петушка. Такие дракончики необычны: голова с хохолком и с толстым с изгибом клюва (напоминает клюв какаду), хвост длинный, крылья короткие, а сам вид дракончика - добродушный. Эти существа как бы подскакивают друг на друга в очельях окон и совсем незаметны среди растительного орнамента в подоконной доске.

   Резьба дома состоит из нескольких поясов: верхний пояс по своду образован прорезной ажурной резьбой, ниже образуется пояс, составленный из чередующихся темных и светлых восьмёрок. Внизу карниза находятся тонкие кружева прорезной накладной резьбы, посреди которой проходит зубчатая линия, имитирующая движения волны.

Литератуно-художественный музей им. Н. В. Игнатьева

   Сотрудниками музея собран богатый архивный материал о поэтах, писателях, ученых, художников, вышедших из Горномарийской земли. Все эти материалы выставлены на экспозиционные стенды, выставочные столы. Наших посетителей заинтересовали ткацкие станки. А именно: ткачество холста, деревенских половиков, и ткачество пояса - атрибута марийского национального костюма. Ежегодно музей проводит юбилейные вечера поэтов, писателей, литературные чтения, выставки картин художников региона и республики, декоративно-прикладного искусства.

Собор Смоленской иконы Божией Матери
   В нижней части Козьмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор — храм-памятник царю-освободителю Александру II. Это был один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при его жизни. Был построен в 1872 г. на средства прихожан в память чудесного спасения жизни Александра II при первом покушении на него в 1866 г. Дмитрием Каракозовым.

   Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными “приземистыми” куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве: те же килевидные завершения стен с медальонами в каждом нефе, те же граненые колонны на фасаде и граненые купола.
   Закрыт в 1929 г., возвращен верующим в 1998 г.

Тихвинская церковь
   В западной части старого Козьмодемьянска, над Кузнецким оврагом, стоит храм, забытый и малодоступный для обозрения. Это — Тихвинская церковь, построенная в 1827 году на средства прихожан. Она была двухпрестольной: главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

   Тихвинский храм является памятником архитектуры, принадлежащим эпохе высокого классицизма. Композиционно церковь состоит из четверика, увенчанного световой ротондой и куполом, одноэтажной трапезной и двухъярусной квадратной в плане колокольни.
   Храм был закрыт в 30-е годы, бездействовал. К сожалению, до сих пор храм осквернен присутствием в его стенах пивзавода. Поэтому многое из первоначального облика церкви утрачено. Разрушен северный четырехколонный портик четверика. Уцелел лишь аналогичный ему южный портик с фронтоном. Исчезли завершения купольной ротонды и шпиль колокольни. Храм обезображен нелепой надстройкой второго этажа над трапезной.

Купеческий дом И. И. Дмитриева
   В Козьмодемьянске, что ни дом, то очередное чудо. К чуду относится и дом Дмитриева Ивана Ивановича, или, как говорят козьмодемьянцы, "Митькинский дом". Дмитриев И. И. - ездовой в нижегородской конторе иностранной фирмы "Зингер" - выстроил для себя двухэтажный жилой особняк.

   Воздушная резьба в верхней части дома как бы поднимает дом еще выше, а крыша мезонина еще более усиливает это впечатление. Трехчастное мезонинное окно с овальным очельем хорошо гармонирует с полукружием очельев верхних окон, резьба на которых выполнена в стиле иконной резьбы.
   Очелья нижних окон сделаны типа "домик", в карнизной части которых располагаются розетты (аналогичные окнам дома Шишокина-Губина). Традиционно в карнизной части дома используются кронштейны и розетты. Углы здания обшиты филенчатыми пилястрами. Особенностью дома является и то, что с обоих сторон фасада имеются парадные входы.

Свято-Троицкая церковь

   Храм был построен в 1733 г. в архитектурных формах XVII столетия. Церковь стоит над Волгой на Пугачевой горе — к ней можно подняться либо от Стрелецкой часовни вверх по Октябрьской улице, либо пройти до конца набережной (почти до парома) и подняться вверх по лестнице.

Дом Сурьянинова
   Дом построен в 1910 году и принадлежал Матвею Матвеевичу Сурьянинову. Подрядчиком на строительство дома был Иван Николаевич Фомин. На первом этаже располагались магазины (действующие и поныне). Матвей Матвеевич Сурьянинов держал перевоз через Волгу. Баркас с прицепной баржей работал на сухих дровах и с делами справлялся отлично. Это была первая паромная переправа.

   В очельях окон второго этажа можно встретить ажурных львов, которые впоследствии станут украшением и других домов города Козьмодемьянска. Изображение львов пришло из далекой древности, вместе с восточными преданиями. Львы олицетворяли спутника божества, защитника, охранителя от всяких бед. Народные умельцы львов никогда не видели, и поэтому характер зверя в деревянных узорах несколько иной.

Поездки в Козьмодемьянск осуществляет туристическая компания "Семейный Чемодан"

См. также:

→ Марийская Швейцария
В местах Куженерского района создан комплексный природный заказник республиканского значения "Каменная гора". Его организовали для сохранения уникального горного ландшафта.

 

Нолькинские пещеры
Нолькинские пещеры - уникальное и очень интересное место в Марий Эл. Интересно здесь всем – простым туристам, спелеологам, ботаникам, велотуристам, ну, и, конечно, этнографам и  краеведам.

 

→ Национальный парк «Марий Чодра»
Национальный парк «Марий Чодра» — один из красивейших уголков и жемчужина Марийского края. Его визитной карточкой по праву являются чистейшие озера и родники, полноводные реки и леса.

 

→ Озеро Морской глаз
Озеро интересно своим местоположением на склоне горы, большой глубиной (38,5 метров) при небольших размерах (длина озера 50 метров, ширина 45 метров) и необычным зеленым цветом воды.

 

→ Деревня Визимбирь
Куженерский район можно по праву назвать родниковым краем. Уникальность этих мест в том, что по самым скромным подсчетам здесь насчитано около 170 родников, источников и ключей.

 

→ Гора Аламнер
C XI по XV в. на вершине горы находилось сначала поселение, а затем и укрепленное городище, служившее культурным, политическим и торговым центром региона, а так же главной опорной точкой.

 

→ Дуб Пугачева
Около старого Казанского тракта на восточном склоне Кленовой горы высится Дуб Пугачева. Согласно легенде, предводитель крестьянского восстания останавливался на привал у этого дерева.

 

→ Замок Шереметева
Шереметевский замок — дворцово-парковый ансамбль в посёлке Юрино республики Марий Эл, памятник архитектуры федерального значения. История замка началась в 1812 году.