История Цивильского Тихвинского женского монастыря

     

   Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — православный женский монастырь, расположен в городе Цивильске, на берегу старого русла реки Большой Цивиль.
   Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
   Первоначально, не позднее 1675 года (приблизительно в 1671-75 гг.) за городом, между реками Большой и Малый Цивиль была возведена деревянная Тихвинская церковь (по другим данным, Вознесенская, с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери) и кельи. Связано её появление с «чудесным спасением» Цивильска от войск Степана Разина и примкнувших к ним чувашских крестьян. Известна такая легенда:
   В октябре 1671 года казаки Степана Разина совместно с возмущенными чувашами подступили к стенам Цивильска. Попытка взять город-крепость штурмом не удалась, и «разбойники» решили захватить его измором. Между тем, когда жизненные припасы и порох в городе истощились, а силы защитников крепости были на исходе, беспомощные жители хотели оставить город и бежать за 40 верст в соседние Чебоксары. Но их колебание было успокоено тем, что благочестивая жительница города Иулиания Васильева сподобилась видения от Образа Божией Матери Тихвинской. Услышала раба Божия слова Царицы Небесной: «Дабы люди, сидящие во граде, сидели крепко: казаки город не возьмут, а когда город получит спасение, то жители построили бы монастырь за городом близ Стрелецкого луга, между реками Большой и Малый Цивиль…».
   На месте, указанном Богородицей, стрелец Стефан Рязанов по личному обету построил деревянную церковь во имя Вознесения Господня и поставил кельи для монахов. Один из приделов Вознесенской церкви, был посвящен иконе Пресвятой Богородицы Тихвинской, покровительнице города.
Историк В. Д. Димитриев в книге «Чувашские исторические предания» отмечает:
   Накал классовых противоречий вылился в Крестьянскую войну 1670—1671 годов.   Весной 1670 года Разин со своим повстанческим войском овладел Царицыном (ныне город Волгоград), Астраханью. В конце июля он выступил вверх по Волге. В конце августа повстанцы подошли к Симбирску (ныне город Ульяновск), заняли острог, где размещался посад, но не сумели овладеть укрепленной крепостью.
   Еще в начале сентября чувашские и русские повстанцы осадили Цивильск и предприняли несколько приступов, чтобы занять его. Для подавления разинцев, осадивших Цивильск, из Казани выступило царское войско под командованием Д. Барятинского. По пути ему пришлось выдержать три сражения с отрядами чувашских повстанцев. 23 октября Барятинскому удалось освободить Цивильск от осады. Однако после ухода войска Барятинского город вновь был осажден разинцами. Лишь в конце 1670 года войска Д. Барятинского и М. Кравкова отогнали разинцев от Цивильска.
   В 1675 году для деревянной Вознесенской церкви была написана копия с известной как чудотворной Тихвинской иконы Богоматери, хранившейся в Троицком соборе Цивильска. Она также считалась чудотворной и по просьбам верующих её носили по городам и селениям Казанской губернии (в том числе в Чебоксары, Ядрин).
   Позднее по названию иконы Вознесенский монастырь стал Тихвинским (в первой половине 18 — начале 19 вв. использовалось двойное название: Вознесенский Тихвинский монастырь).
   В 1723-24 гг., при объединении маловотчинных монастырей, его монахи переведены в Геронтиеву пустынь, на этом месте существовал короткое время женский монастырь, с 1737 вновь упоминается Тихвинский (Вознесенский) мужской монастырь.
   В первой половине 18 века в монастыре имелись каменная Вознесенская церковь, 5 деревянных келий, 3 амбара, 2 погреба, хлебопекарня, за деревянной оградой — скотный двор с хозяйственными постройками. Штат состоял из игумена, 2 иеромонахов, схимонаха; причт — из диакона, дьячка и пономаря. Монастырь владел 9 десятинами пашни и 150 десятинами сенокосов, получал доходы от постоялого двора и продажи свечей.
   В 1764 году переведён на собственное содержание со штатом из 7 монахов (игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 2 монаха).
   В 1766 году получил разрешение владеть прежними угодьями. При монастыре имелось кладбище, где с начала 19 в. погребали знатных и богатых людей. В конце 18-1-й половине 19 вв. из новой недвижимости упоминались: двухэтажный каменный дом настоятеля, двухэтажный полукаменный келейный корпус, 3 часовни, дом для причта в Цивильске и т. д. Монастырю принадлежало 40 десятин пашни и 58 десятин сенокосов в Цивильском уезде, пустошь Оползино в Чебоксарском уезде с кустарником и рыбными ловлями (71 десятина), рыбные ловли в Чекурском затоне на Волге и др. Эти угодья, а также постоялый двор, перевоз через Волгу и водяная мельница в Свияжском уезде сдавались в аренду; от казны монастырь получал «милостинное подаяние» в 300 руб.
   К концу 1860-х гг. обитель пришла в упадок: здания обветшали, из братии остались игумен, 2 иеромонаха, иеродиакон, 8 послушников. Для поддержания хозяйства последний игумен был вынужден в нарушение закона торговать чаем и махоркой, чтобы привлечь богомольцев-чувашей. В 1868 году архиепископ Казанский Антоний после посещения монастыря предложил консистории закрыть его, а монахов и имущество перевести в Козьмодемьянский Михаило-Архангельский мужской монастырь. Однако в защиту монастыря выступили горожане, в 1870 году указом Синода от 30 декабря он преобразован в Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
   Тихвинский Богородицкий женский монастырь строился на собственные средства и пожертвования купцов Василия Никитича Никитина (Казань), Василия Михайловича Мальцева (Москва), Прокопия Ефремовича Ефремова (Чебоксары) и др.
   В первые годы отремонтированы Вознесенская церковь, дом для проживания игуменьи и монахинь, построены деревянные здания для женской школы с приютом, больницы, трапезной с кухней и прачечной, за монастырём — жилой дом для причта и скотный двор.
   В 1880 году из села Абашево перевезена деревянная церковь Святого Харалампия, в 1880-86 гг. на месте разобранного Вознесенского храма построена каменная трёхпрестольная Тихвинская церковь. При монастыре действовали начальная школа, предназначенная преимущественно для чувашских девочек, богадельня, с 1916 г. — приют для девочек-сирот с мастерской (в 1918 году приют насчитывал — 23 человека).
   В начале 20 века монастырь имел 74 десятины пашни, 61 десятину сенокосов, 149 десятины леса в Цивильском уезде, рыбные угодья в пустоши Оползино Чебоксарского уезда (71 десятина), где был устроен скит, мельницу в Свияжском уезде, 2 деревянных дома с надворными постройками для причта в Цивильске, 2 доходных каменных дома в Казани, завещанные супругами Василием Никитичем и Марий Ивановной Никитиными (Никитинское подворье).
Немалый доход приносили иконописная и златошвейная мастерские, сдача в аренду перевоза через Волгу и др.
   После Февральской революции 1917 года угодья подверглись захвату и разорению со стороны крестьян, в 1918 году частично национализированы.
В 1919 году монастырю принадлежало 38 десятин пашни и 56 десятин сенокосов в Цивильском уезде, деревянный дом в городе; штат его состоял из игуменьи, 25 монахинь, 214 послушниц, причт — из 2 священников и 2 псаломщиков.
   В начале 1920-х гг. в обители размещались квартиры для советских служащих, детский дом, дома младенца и старости. Тогда же на базе угодий монастыря было создано хозяйство по разведению племенного крупного рогатого скота.
   В декабре 1923 года зарегистрирована монастырская религиозная группа.
   В июле 1925 года монастырь был закрыт.
   В советское время пятиярусная колокольня была разобрана на кирпич; в Тихвинском соборе, перестроенном в трёхэтажное здание, располагались детский дом, госпиталь, педагогическое и швейное училища.
   В 1997 году строения возвращены верующим, монастырь вновь открыт указом Синода от 26 февраля 1998 года.