История Боголюбского монастыря

        

   Боголюбский монастырь Рождества Богородицы (c XIX века в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери) — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская епархия Русской православной церкви).
   Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени, хотя бы частично.

История монастыря
   Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым, после святого равноапостольного великого князя Владимира, созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Ее иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром – он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14) августа.    Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.)
   Велики Князь Андрей Боголюбский летом 1174 года князь был убит руками заговорщиков – врагов земли Русской – за деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единодержавное государство. Место мученической кончины святого князя в лестничной башне Боголюбского замка сохранилось до наших дней. 
   После кончины князя устроенная им обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Монастырьчасто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его тело. Святитель московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. здесьподвизался суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. В 1552 г. во время казанского похода здесь побывал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. Знаменательно то, что в конце июля 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и сам Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители. Позднее в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь Серафима Саровского
   13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей. 
   В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1841 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь святых Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии. В 70-х гг. XIX века собор был расписан внутри масляной живописью в академическом стиле артелью потомственного иконописца И.И. Шорохова с братьями. 
   В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. К началу XX века братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых (прославление состоялось 29 октября 2000 года). 

Период советской власти
   После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады. 

Возрождение монашеской жизни
   В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.
   Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол и жертвенник. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.
   Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
   Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.