Гора Карман-Курык в республике Марий Эл

   Гора расположена в низкогорной части Вятско-Марийского вала и является комплексным геологическим памятником природы федерального значения. На крутых северных и восточных склонах горы выходят на поверхность отложения казанского яруса пермской системы. В обнажениях высотой более 30 м вскрыта толща переслаивания известняков и доломитов с пропластками разноцветных гипсов, мергелей, глин и песчаников. Известняки содержат фауну кораллов, мшанок, моллюсков, морских лилий, корненожек и др. Она овеяна легендами и преданиями, тем более, что тут раньше водились марийские ведьмы - Овды, и судя по историческим справкам - племена одо-мари (предки современных удмуртов). Как видно из сохранившихся исторических источников, эти места в X веке были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо - марий), которых было немало в нынешнем Моркинском районе, и также в стороне города Арска (Татарстан).

   Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить для мари и Моркинский район. Памятниками их пребывания здесь осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование.  До сих пор старожилы близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где по преданиям находится древнее захоронение удмуртов, вероятно, это было и поселение одо-мари. Место это считается проклятым, и местные мари туда стараются не ходить. 

   Впрочем, в этих местах есть и другие древние поселения, например, на краю деревни Чевернур находится "Ярамари селище" - памятник археологии (7-8 км от горы) - племена ярамари жили в тех местах почти тысячу лет назад. Местные жители, от греха подальше, также стараются и не поминать Овду, чтобы не навлечь на себя беды и болезни.
   Гора Малый Карман-Курык  - была естественной крепостью, крутые обрывистые склоны, каменистые выступы, хороший обзор на все стороны. С трех сторон гору окружают овраги и карстовые провалы. А с востока от горы находится маленькое провальное озерцо. Считается, что именно тут и находилась вотякская крепость, что по-марийски и есть - Карман.

   Следует указать, что это не только природный, но и исторический памятник. Когда на народы марийцев наступали враги, они прятались в некоторых горах; впоследствии эти горы были названы "Карманами". Одна из них - "Карман-Курык". Ее название также переводится как "крепость-гора". На северном склоне видны сомкнувшиеся своды карстовой пещеры, вдоль подошвы горы прослеживается целый ряд карстовых воронок.

     Высота горы Большой Карма-Курык достигает 224,2 метров над уровнем моря. Здесь располагается южная часть Вятского Увала, который пересекает весь Марийский край. Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском районе (гора Чукша) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над уровнем моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья. В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности - Керебелякскую, Кленовогорскую и др.

  Гора Малый Карман-Курык - была естественной крепостью, у неё крутые обрывистые склоны, каменистые выступы, хороший обзор на все стороны. С трех сторон гору окружают овраги и карстовые провалы. А с востока от горы находится маленькое провальное озерцо. Гора Большой Карман-Курык - более пологая и протяженная, там невозможно было построить достаточно надежное укрепление, чтобы к нему нельзя было подкрасться незаметно. Зато на Большом Карман-Курыке есть карстовые пещерки, где вотяки и мари прятались в случае нападения врагов, которых за последнее тысячелетие тут было немало. Следует указать, что совсем недалеко проходила известная Алатская дорога, по которой перемещались пешие и конные отряды завоевателей, а то и просто разбойники, которые могли запросто напасть на местные селения.

  Карман Курык занимает площадь 36 га, расположена справа от дороги Йошкар-Ола - Морки. Гора Карман Курык расположена в районе хвойных лесов южной тайги. В настоящее время эти леса на территории памятника природы занимают всего лишь 15 га. На склоне горы чередуются пятна березняков и ельников. В подлеске елового леса растут лещина, калина, можжевельник обыкновенный, волчье лыко.
  В травяно-кустарничковом ярусе - седмичник европейский, кислица обыкновенная, майник двулистный, среди них - линнея северная, сныть обыкновенная, копытень европейский, сочевичник весенний, дремлик темно-красный, дремлик широколистный, венерин башмачок, колокольчик персиколистный, белозор, гроздовник полулунный.
  Особенностью Карман Курык являются карстовые явления. Воронки, провалы, пещеры возникают благодаря деятельности подземных вод, протекающих по трещинам известняков и гипса, создавая пустоты. На северном склоне горы находится целый пояс воронок, которые зарастают рогозом узколистным, частухой подорожниковой, камышом лесным, различными осоками, таволгой вязолистной и другими влаголюбивыми растениями.

  Почва - отложения известняка юрского периода, щебнистая. Слой гумуса выражен не везде, поскольку смывается потоками талых вод. Сомкнутость растительного покрова слабо выражена. Имеется большое количество прогалин.
 

  Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем - "АР" (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.

  М.Г.Атаманов, этнолог и лингвист, исследователь родовой мифологии и миграций удмуртов считает "одо" яркими и ценными свидетельствами заселения всей территории к востоку от Ветлуги древнеудмуртскими племенами до начала II тыс. н.э. В местах, маркированных подобными топонимами, т.е. и на территории современного Моркинского района (и других районов), происходили первые контакты и военные столкновения древних мари и удмуртов. "Народ Овда" - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо "удмурт" и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вяд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

См. также:

→ Поклонная гора - священная гора марийцев
Своим богам — солнцу, воде, ветру здешние люди испокон веков молились на мольбищах-кереметях в священных рощах Кюсото.

 

→ Священная гора Чумбылат
На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 8 м, толщиной в 27 м, напоминающий человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь.

 

→ Село Шоруньжа
Шоруньжа находится на границе республик Марий Эл и Татарстан. Возле села, извиваясь серебряной лентой, течет река Шора. Шоруньжа является одним из древних селений.