Бахчисарайский дворец в Крыму

   Ханский дворец в Бахчисарае (Хан-Сарай) - бывшая резиденция крымских ханов. Это памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар и художественный музей. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров. 

   Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гераев - правителей Крымского ханства. На протяжении 250 лет (с 1532 до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар. Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад». Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.

   Ханский дворец - это ансамбль, который составляют несколько дворцовых корпусов, гарем, точнее, оставшаяся часть его, Соколиная башня, где, по преданию, держали в клетках соколов, обученных для охоты, большая ханская мечеть Биюк-хан-джами, сооруженная в 1740 г., мезарлык - фамильное кладбище бывших властелинов Крыма Гиреев, мавзолей любимой жены жестокого Крым-Гирея, по легенде - полонянки с Подолии Марии Потоцкой, по надписи на дюрбе - Диляры Бикеч: «Да будет милосердие Божие над Диларой». Особое внимание посетителей привлекает Фонтанный дворик с Золотым фонтаном, сооруженным в 1733 году, и знаменитым Фонтаном слез - «Сельсебийль», как именуется памятник по надписи на фонтане, созданном три десятилетия спустя, в 1764 году (Сельсебийль - название райского источника, который, по Корану, поит души павших за Коран).

   Музей археологии и «пещерных городов», находящийся во дворце, располагает богатыми экспонатами, их более 100 тысяч. Большой интерес посетителей музея неизменно вызывает также выставка холодного и огнестрельного оружия из музейных фондов. В экспозиции представлены лучшие образцы мастеров-оружейников ХVII-ХIХ вв.

   Осмотр собственно дворца этот лучше всего начать с памятника, относящегося ко времени Менгли-Гирея. Перед нами Железная дверь, или портал Алевиза, - самая древняя часть дворца. Портал создан выдающимся итальянским зодчим, на Руси известным под прозвищем Фрязина и Алевиза Нового. Есть некоторые основания предполагать, что Портал Алевиза сначала принадлежал старому ханскому дворцу в Ашлама-Дере - так называемому Ашлама-Сараю - и потом перенесен сюда.  Перед входом в Зал Совета и Суда существовала в свое время открытая аркада, окружавшая все здание. Позднее она была застроена и сделалась чем-то вроде сеней: их нарядный потолок и колонны восстановлены во время реставрации дворца. Вход в зал украшает арка из местного известняка. 

   Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван - совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел. У южной стены, в центре, находилось ханское седалище - "трон", покрытый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем; по бокам "трона" стояли два табурета, крытых таким же сукном. Вдоль стен располагались диваны, на которых сидели члены совета - приближенные хана. Над входной дверью - забранная решеткой узкая галерея, "ханский тайник", откуда хан мог незаметно наблюдать за всем, что происходило в зале. 

   В зале Совета и Суда можно проследить все основные этапы ремонтов, мелких переделок и больших перестроек, происходивших в течение 400 лет существования дворца. В самом раннем описании Зала Совета и Суда, сделанном в 1736 году по распоряжению фельдмаршала Миниха его адъютантом Манштейном, говорится, что полы были всюду мраморные, стены выложены разноцветными фарфоровыми плитками, а среди зала бил фонтан. 

   В июне 1896 г. Бахчисарай и Чуфут-Кале посетил молодой тогда поэт Иван Бунин. Видимо, под впечатлением этой поездки родились позднее строки стихотворения: "Тут покоится хан, покоривший несметные страны" (1907). В другом его произведении — рассказе "Лика" (1933) содержится емкая и точная характеристика города: "Бахчисарай весь в каменистом страшно жарком ущелье, а во дворце вечная тень, прохлада, фонтаны, за окнами шелковичные деревья..." 

   Летом 1904 г. в Бахчисарае находился Михаил Михайлович Коцюбинский. Писатель обошел Хан-Сарай, базар, мастерские, побывал в молельне дервишей. Вскоре, осенью того же года, он пишет самый крупный из "крымских" рассказов — "Под минаретами". После того как в 1910 г. рассказ был опубликован на русском языке, ему дала высокую оценку большевистская газета "Звезда".

   Армянский художник Вардгес Суренянц несколько месяцев прожил в Бахчисарае, работая над иллюстрациями к "Бахчисарайскому фонтану". Работу эту он впоследствии посвятил И. К. Айвазовскому. Книга вышла в 1899 г. в Петербурге. Виды Бахчисарая и восточная орнаментика органично сплелись в этом издании с текстом поэмы. Кроме того, художником написана тогда же акварель "Пушкин на ханском кладбище в Бахчисарае". 

   В 1926—1930 гг. в Бахчисарай ежегодно приезжал художник Александр Васильевич Куприн. В созданной им серии бахчисарайских пейзажей мастерски передана органическая связь окружающего ландшафта с архитектурой города.